Кожа растительного дубления (кожа РД, КРД). Она же «растишка» на сленге кожевников. Одна из наиболее популярных типов дубления кожи, используемой в кожевенном ремесле.
Кожа растительного дубления – это полностью натуральный продукт, так как обработка его делается с помощью натуральных веществ и продуктов: кислотами дуба, мимозы и ореха. Отсюда и пошло название — растительное.
Перед тем, как начинается основной процесс дубления, сырая шкура проходит ряд подготовительных процессов, которые доводят ее до идеального состояния, подходящего дублению.
Традиционное, или растительное, дубление начинается с подготовки дубильных ванн разной крепости, в которых размельченную кору дуба смешивают с водой, получая танинный отвар, способный окончательно остановить гниение шкуры, постепенно превращая ее в кожу. Чтобы шкура не сгнила в отваре или, наоборот, не была сожжена чрезмерным количеством танина, в дубильне подготовлено не менее дюжины ванн. Сделано это для того, чтобы минимизировать риск порчи кожи.
Сначала шкура, помещенная наподобие вешалки, дубится в самом слабом отваре, спустя неделю ее перемещают в следующую ванну, с более сильным отваром, и так до тех пор, пока шкура не побывает во всех ваннах. Эти перемещения продолжаются на протяжении 3-х месяцев. Далее шкуры снимаются с вешалок и, уже стопкой, одна на другую, с добавлением коры дуба между шкурами, помещаются в отдельную ванну, в которую регулярно добавляются молотый турецкий желудь и кора дуба, еще на девять месяцев. Спустя этот срок дубильщики достают из ванны уже не шкуру, а прочную кожу высшего качества, которую на протяжении двух или трёх дней тщательно промывают, после чего полностью высушивают, пропитывают, обрабатывают специальными маслами и кремами.
Процесс растительного дубления кожи является достаточно долгим, и длится в среднем 12-14 месяцев.
Как правило, кожу РД используют в своей деятельности мастера-кожевники, занимающиеся тиснением кожи. А весь секрет в том, что кожа РД после увлажнения после увлажнения становится пластичной и легко поддается тиснению штампами, а самое главное в дальнейшем не расправляется и отлично держит художественный рельеф, который ей придали.